Художник продолжает и развивает традицию русского реализма, привносит в пейзажи черты, свойственные нашей эпохе и делится со зрителем своими наблюдениями за современностью. Так, например, мотив дороги, широко встречающийся в творчестве множества художников-реалистов предшествующих столетий, в картинах Николая Петрова приобретает значение в контексте освоения месторождений "черного золота", а стаффаж - неотъемлемая часть практически любого реалистического пейзажа - приобретает местный колорит. Как и многие представители реалистической школы, Николай Петров преимущественно работает на пленэре, непосредственно на природе. Именно поэтому в его пейзажах ощутима лиричность мироощущения и неизменно присутствуют свежесть и чистота цвета.
В своих картинах художник часто делится не только красотами равнин и лесов, но и изображает гордые вертикали нефтяных вышек, прославляя богатство родного края природными ресурсами. Именно поэтому значительная часть экспозиции занимает серия живописных работ, посвященная добыче одного из самых востребованных ресурсов нашей планеты – нефти. Такие пейзажи называют "визитной карточкой" Аламетьевска, находящегося недалеко от крупнейшего месторождения Волго-Уральской нефтегазоносной провинции на юге Татарстана. Однако Николая Петрова не интересует холодная фиксация реальности и сухое изображение ландшафта. В произведениях художника прослеживается и философский подтекст. Его картины – это философские размышления о неисчерпаемой красоте природы родного края и исчерпаемых запасах природных ресурсов, о деятельности человека, меняющей ландшафт и вносящей свои коррективы в течение жизни региона. Присутствие человека в ландшафте, конструкции и постройки, возведенные им, мощные машины – все это начинает восприниматься как нечто преходящее, по сравнению с вневременной красотой и величием природы, высоким небом над головой и бесконечно далекой линией горизонта.