«Небесная канцелярия» художника Александра Олигерова
21.05.2021
Созвучие цвета и поэзии в живописном проекте «Небесная канцелярия» художника Александра Олигерова
«Небесная канцелярия» – это один из наиболее успешных авторских проектов художника. Он объединяет серию картин, посвященных трогательному и хрупкому персонажу – птице. На протяжении столетий образ птицы вбирал в себя богатое символическое значение, и в разных культурах ассоциировался с ангелом или с вестником мира и добра. Для Александра Олигерова птица, прежде всего, символизирует чистую душу человека. Художник считает, что, когда держишь птицу в руке – своей мягкостью и трепетом она напоминает душу.
Картины, созданные в рамках проекта «Небесная канцелярия», отражают краткий период творчества художника, занимающий не более двух лет. Произведения выполнены маслом, акрилом, либо в смешанной технике, с использованием мастихина и торцовой кисти. Рассуждая о технике исполнения своих произведений, Александр Олигеров не забывает о нематериальном. В частности, автор никогда не берется за эскиз своей картины с конкретным намерением. Начиная работу, он не задается вопросом о том, что получится в результате. Художник всецело погружается в творческий процесс, который для него является естественным и развивается сам по себе. Именно поэтому каждый эскиз для Александра Олигерова – это открытие, а не просто подготовительный этап, после которого идеи можно переносить на холст.
Произведения художника насыщены как фигуративными, так и абстрактными мотивами. В своем творчестве автор оставляет за собой свободу выбора разнообразных художественных приемов, соотнося их с особенностями очередного образа, возникшего в момент создания картины. Использование ярких, звучных цветов, эксперименты художника с сочетаниями плавных форм и экспрессивно изогнутых линий, определяют характерную стилистику его произведений.
Неповторимое своеобразие работам Александра Олигерова придает включение в композицию текста, а иногда и целых стихотворений, которые выступают в качестве графических элементов картин. Настоящим сюрпризом для внимательного зрителя будет то, что тексты в картинах художника, при ближайшем рассмотрении, оказываются нечитаемыми. Этот прием напоминает леттризм – французское авангардное движение, основанное румынским иммигрантом Исидором Изу в 1946 году в Париже. Леттризм характеризуется использованием в живописи и графике изображений, похожих на шрифт или нечитаемый текст, а также композиций, составленных на основе букв и текста.
Неповторимое своеобразие работам Александра Олигерова придает включение в композицию текста, а иногда и целых стихотворений, которые выступают в качестве графических элементов картин. Настоящим сюрпризом для внимательного зрителя будет то, что тексты в картинах художника, при ближайшем рассмотрении, оказываются нечитаемыми. Этот прием напоминает леттризм – французское авангардное движение, основанное румынским иммигрантом Исидором Изу в 1946 году в Париже. Леттризм характеризуется использованием в живописи и графике изображений, похожих на шрифт или нечитаемый текст, а также композиций, составленных на основе букв и текста.
Примечательно, что Александр Олигеров наносит тексты собственным почерком и, тем самым, включает своеобразный автопортрет в свои произведения, поскольку почерк каждого человека уникален. Использование подобного приема помогает автору обозначить своё присутствие в картине. По мнению Александра Олигерова, это практически единственный способ оставить свой личный отпечаток в работе, поскольку зачастую художник выступает только в качестве проводника и связывает мир художественных образов с миром реальным. Более того, «нечитаемость» текстов в картинах не связана с тем, что художник загадывает зрителю загадку или хочет остаться «непонятым». Характерное для изобразительного искусства стремление вызвать у зрителя чувства и эмоции отводит на второй план необходимость рационального понимания.
В середине ХХ века, акустической параллелью леттризма стала звуковая поэзия, а представители этого движения исследовали идеи превращения поэзии в музыку. Будучи созвучно леттризму, искусство Александра Олигерова направлено на синтез, соединение визуальных образов, музыки, текста. Возможно, именно поэтому художник называет тексты в своих картинах музыкой, к которой нужно прислушаться и прочувствовать.
В середине ХХ века, акустической параллелью леттризма стала звуковая поэзия, а представители этого движения исследовали идеи превращения поэзии в музыку. Будучи созвучно леттризму, искусство Александра Олигерова направлено на синтез, соединение визуальных образов, музыки, текста. Возможно, именно поэтому художник называет тексты в своих картинах музыкой, к которой нужно прислушаться и прочувствовать.