Фантастическая реальность Александра Саидова: волшебные миры, продуманные до мелочей

23.04.2023

Творческий метод и стиль, избранные Александром Саидовым, основываются на глубоком понимании крупнейших стилевых направлений мировой живописи. Художник опирается не только на основы реализма, но и на классические живописные технологии, свойственные европейскому искусству XVII-XVIII веков.

Практически все свое время художник Александр Саидов посвящает творчеству, хотя до своего тринадцатилетия и первого посещения Эрмитажа он не придавал значения занятиям рисунком и живописью. После путешествия в Ленинград с отцом-художником и полученных впечатлений от коллекции крупнейшего музея страны, Александр с энтузиазмом окунулся в мир изобразительного искусства. Он начал ходить в художественную школу, а в пятнадцать лет поступил в художественное училище, где отдавалось предпочтение импрессионистической манере письма.


 


Переосмысляя опыт, полученный в художественном училище, Александр Саидов уже тогда понимал, что ему близко иное направление. Изначально он интересовался мастерами Средневековья и Возрождения, изучал их принципы передачи светотени и объема, пытался найти компромисс между интересной ему сложной детализацией и импрессионистичным пониманием света и цвета. Глядя на произведения Леонардо да Винчи, Босха, Дюрера, юный художник придумывал своих персонажей, рисовал биологические организмы в полусказочном пространстве и то, как они взаимодействуют. Так было положено начало самостоятельному творческому пути Александра Саидова.

Годы, проведенные в армии, также оказались продуктивными для творческого становления художника. С 1989 по 1991 Александр Саидов служил в батальоне с чертежниками, выпускниками Краснодарского и Астраханского художественных училищ. Для художника это был период графики, поскольку возможности заниматься живописью практически не было. Его творческое внимание продолжало погружаться в сюрреалистические миры, в этот период художник осваивал выразительные приемы на стыке реализма и формализма.


Спустя несколько лет, получив необходимый опыт и знания, Александр Саидов вернулся к глубоко детализированному реализму и занялся освоением портретного и пейзажного жанров, считая, что это ключ к коммерческому успеху. В его работах акцент постепенно сместился на демонстрацию реалистического мастерства с опорой на традиции старой европейской школы XVII века. Развитие в этом направлении принесло Саидову новые знакомства с другими художниками, способствовало обмену творческими идеями. Однако вскоре он осознал, что достоверное копирование предметного мира не представляет для него интереса, и далее стал стремиться к созданию собственной художественной реальности. В этот период на Александра Саидова особое впечатление произвели произведения в стиле романтизм, творчество Джованни Баттиста Пиранези, Прерафаэлитов и Назарейцев. В картинах Александра Саидова реалистические черты начали сочетаться с фантастическими элементами и нотами символизма. При этом художник развивался в нескольких жанрах: писал натюрморты, фантастические архитектурные пейзажи и сюжетные композиции с людьми и сказочными персонажами, вплетая приемы стилизации в реалистическую канву.

В более ранний период творчества Александру Саидову нравилась именно степень реалистичности, которой ему удавалось достичь в натюрмортах. Художника никогда не переставал вдохновлять академический реализм XIX века, мебель и предметы интерьера эпохи барокко, а также мастерство итальянских художников Раннего Возрождения. Благодаря внимательному изучению натуры и накопленному опыту написания реалистичных натюрмортов с высокой степенью детализации, художник смог впоследствии воплотить свою основную идею, ставшую лейтмотивом его творчества: а именно – изображать реалистично любые вымышленные объекты. В произведениях позднего периода художник начинает уделять внимание не только визуальному компоненту, но и тому, как его произведения воздействуют на зрителя, какие они формируют настроения и переживания. В частности, целая серия работ Александра Саидова посвящена ощущениям счастливого пребывания в мире. В некоторых картинах неуловимый флер счастливого благополучия перекликается с ностальгическими переживаниями или с необъяснимой тревогой о возможной утрате гармонии.


 


Композиции в картинах Александра Саидова продуманы до мелочей, каждая деталь воображаемого мира кажется реальной, а манера письма и подача настолько убедительны, что зритель невольно начинает верить, что все изображенное не плод фантазии художника, а реально существующий мир, со своими законами и течением жизни. В некоторых произведениях художника фантастический мир основан на уже знакомых широкому кругу зрителей памятниках литературы, мифах и легендах, религиозных текстах. Среди них тема райского сада и населяющих его ангелов, или мир амуров, вооруженных стрелами, которые любому способны причинить душевные муки. Эти миры существуют в нашем культурном пространстве уже тысячи лет. Однако художник стремится представить их зрителю с иного ракурса, погружается в детали, о которых невозможно найти информацию в священных текстах или мифах. Саидов углубляется в парадоксальные противоречия и нюансы, о которых никто никогда не задумывается. Например, художник выстраивает в своем воображении, а затем переносит на холст, архитектурные конструкции, в которых живут ангелы или существа, созданные Творцом, но не понравившиеся ему. Более того, художник не ограничивается исследованием уже существующих миров, он развивает и свои фантастические миры, давая волю собственному воображению. Мир живой геральдики Александра Саидова населен ожившими геральдическими символами и существами. По мнению художника, все символы – это стилизованные, графически упрощённые изображения реальных предметов, животных, растений, в которых сконцентрированы определенные свойства. Например, Лев – власть, ключ – секрет... Художник возвращает геральдические символы в трёхмерное пространство, сохраняя их гиперболизированную, гротескную форму. Созданные из них сюжетные комбинации генерируют неожиданные новые смыслы. В ряде произведений Александра Саидова прослеживаются тенденции к объединению различных фантастических миров, однако художник считает, что часть созданного не сможет вписаться в общий мир и навсегда останется отдельно существующей.


 


Художник в своих картинах стремится максимально тонко передать все нюансы, в результате чего композиции иногда производят впечатление чрезмерной сложности, даже вычурности. Однако при этом вдохновение Александр Саидов ищет в простых вещах, а точнее в самой красоте – в понравившихся предметах, приятных глазу фотографиях. Иногда он ищет вдохновение в произведениях других художников, навевающих своей недосказанностью на философские размышления, которые, в свою очередь, хочется визуализировать. Среди художников, вдохновляющих Саидова, не только вышеупомянутые Иероним Босх и Леонардо, но и Паоло Уччелло, Пьеро дела Франческа, Матиас Грюневальд, Ханс Рудольф Гигер и Марк Райден.


 


 

Идеи некоторых картин художника уходят корнями в детские воспоминания и впечатления. Например, прочитав «Маугли» Редьярда Киплинга, еще в школьный период, Александр Саидов был глубоко впечатлен описаниями старинного города с заросшими растительностью руинами дворца. Этот эпизод из книги, в котором Маугли отправился в заброшенный город за «железным зубом», настолько вдохновил художника, что спустя двадцать лет Александр Саидов захотел выяснить, где именно в Индии находится это место. Однако оказалось, что с тех пор были проведены реставрационные работы и некогда руинированный и покрытый зарослями дворец теперь выглядит совсем иначе. Узнав об этом, художник продолжил поиски места, которое бы совпало с образами из его ранних воспоминаний – и нашел его в Камбодже! Не раздумывая, Александр Саидов отправился в путешествие, чтобы собрать материалы для новой картины, действие которой, по замыслу художника, должно было происходить в XVIII веке.


 


Сюжет произведения состоял в том, что два европейца, мужчина и женщина, попадают в сказочно красивый экзотический лес, и находят там полуразрушенный дворец в восточном стиле. Европейцы с интересом рассматривают руины дворца, скульптуру и фрагменты рельефов, изображающие людей из давно ушедшей эпохи. Зрители картины, в свою очередь, с интересом смотрят на этих персонажей XVIII века, так как для нас этот период тоже безвозвратно ушедшая эпоха. В процессе работы над картиной Александр Саидов пригласил натурщиков, с которыми была проведена фотосессия в костюмах XVIII века. Подобрать костюмы, соответствующие эпохе, удалось быстро, арендовав их в местном театре. Однако в процессе работы возникла сложность – у мужчины никак не получалась нужная художнику поза, в которой он должен был рассматривать в монокль рельеф с обнаженной танцовщицей. В результате, Александр Саидов сам оделся в костюм и выступил моделью для собственной картины, включив в нее, таким образом, свой автопортрет. Тем самым, художник одновременно стал героем своей картины и в очередной раз погрузился в яркие впечатления, связанные с прочтением любимой книги.

Считая себя современным художником, Александр Саидов, тем не менее, работает в классической технике: живопись в его картинах тонкая, лессировочная, в традициях европейских мастеров XVII-XVIII веков. Художник развивается через адаптацию новых идей на классическом фундаменте. Иными словами, в творчестве ему в большей степени близка эволюция, а не революция, когда все самое лучшее из прошлого включается в современное.  

Подписаться на новости
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности. Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Privacy Policy Terms of Service
Спасибо за подписку на наши новости!
Новости нашей галереи
Другие новости