Максим Каёткин

Максим Каёткин

Пермь
Об авторе
Художник Максим Каёткин родился в городе Снежинск (Челябинск-70) в 1972 году. Окончил Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра, Екатеринбург. После обучался в уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Пермь. Закончил ассистентуру на кафедре живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва.
С 2001 года состоит в Союзе художников России. Более 10 лет посвятил педагогической работе - возглавлял уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Перми.
Имеет ученое звание доцента.  

Работы Максима Каеткина находятся в собраниях Музея современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург; Пермской государственной художественной галереи; Соликамского художественного музея; Фонда «Новая коллекция»; в частных коллекциях.

Персональные и избранные групповые выставки:
2019 «Характер местности» Персональная выставка, RakovGallery, Екатеринбург;
2019 «Характер местности» Персональная выставка, Снежинский городской музей; 
2018 «Живописная Россия» Передвижная выставка, Москва;  
2018 «Авангард, которого не было» Пермская государственная художественная галерея; 
2016 «Геопоэтика. Новое искусство Перми» Музей современного искусства PERMM, Пермь;
2016 «Актуальная Россия. Среда обитания» Музей современной истории России, Москва;
2015 «Обещание пейзажа» Музей современного искусства PERMM, Пермь;
2013 «Ура! Урал» ГЦСИ, Екатеринбург; 
2013 «Принцип удовольствия» ГЦСИ, Екатеринбург; 
2013  «Красные ворота. Против течения» Передвижная выставка, Самара, Саратов, Москва;
2013  «Пункт назначения», Персональная выставка галереи современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург; 
2012 «Безусловная реальность. Новое искусство Перми» Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург; 
2011 «Гений места» Центральный выставочный зал, Пермь; 
2011 «Внутреннее море» Персональная выставка, Галерея «25/17», Пермь; 
2011 «Город-порт; здесь моря нет» Проект Специальная программа 4-й Московской биеннале современного искусства, ГЦСИ, Екатеринбург; 
2010 «Арт-Стройка» Благотворительный аукцион работ российских художников, Пермская государственная художественная галерея. 2009 «Большая Волга» Центральный дом художника, Москва; 
2009 «Искусство, идущее сквозь время» Пермская государственная художественная галерея;
2009 «Пермское. Лирическое» Персональная выставка, Центральный выставочный зал, Пермь; 
2007 «Свердловск-Молотов» Персональная выставка, Музей изобразительных искусств, Екатеринбург; 
2007 «Свердловск-Молотов» Персональная выставка, Резиденция губернатора Свердловской области, Екатеринбург; 
2001 Выставка произведений молодых художников, Центральный дом художника, Москва.

Комментарий искусствоведа

Магистральная тема творчества М. Каёткина - тема уральской самобытности, так называемая «эпопея уходящего побережья». Екатеринбург, Пермь, Челябинск — это огромные части уходящей горнозаводской цивилизации.

Представленная в работах деиндустриализация вошла в повседневную жизнь и стала частью личной истории художника. С помощью живописи Максим Каёткин пытается осмыслить эти обстоятельства жизни, найти искусство в окружающей действительности и зафиксировать всё с помощью художественных средств.

«Я понял, что другой биографии у меня не будет и стал искать простые мотивы, которые напоминают детство и юность».

Тематически все работы близки друг другу. Пересекающиеся мотивы — это постоянный поиск современного контекста без прагматичности современного искусства. Художник передает тонкие состояния, где всё происходит лишь на уровне ощущений.

Свое кредо художник определяет так: «Найти проблему там, где её уже и не искали. Сосредоточиться на аспектах, которые, может быть, для других художников являются очевидными, но для меня нет. Попробовать перспективу и оптику преломить в живописи, как это делали в кино и фотографии. Проблема, казалось бы, уже разложенная. Доведение кадра до супрематической ясности, предельной выразительности. Мне это помогает находить свой интерес”.

Стремление понять «суровостильские объяснения натуры» пробудили интерес к русскому авангарду, в частности, к опыту конструктивистов Татлина и Родченко. Каёткин намерено пишет мотив, отсекая все лишнее и оставляя лишь конструктивную основу.